Какие изменения ждут садоводов с 01 января 2019 года (часть 9)

Раздел 9. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

 

Постоянно действующим контрольным органом товарищества является ревизионная комиссия или ревизор (далее по тексту - ревизионная комиссия). Контрольный орган создается с момента учреждения товарищества и действует до момента принятия решения о ликвидации либо реорганизации товарищества.

Согласно ч. 5 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства с 1 января 2019 г. контрольный орган будет избираться на срок не более пяти лет в составе одного (ревизор) или не менее трех (ревизионная комиссия) членов товарищества:

- на общем собрании учредителей (при создании товарищества);

- общем собрании членов товарищества.

Основными задачами и полномочиями ревизионной комиссии, определенными Законом о ведении гражданами садоводства, являются следующие.

В задачи ревизионной комиссии входят:

1) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества;

2) контроль за деятельностью председателя и правления товарищества, в том числе:

- проверка выполнения решений общих собраний;

- проверка законности сделок;

3) проверка наличия и состояния имущества общего пользования;

4) участие в работе общего собрания, в том числе:

- представление отчетов об итогах ревизии;

- сообщение обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов товарищества;

- представление предложений об устранении выявленных нарушений;

5) осуществление проверки своевременности рассмотрения правлением товарищества или его председателем заявлений членов товарищества.

К полномочиям ревизионной комиссии относятся:

- бесплатное получение в правлении заверенных в установленном порядке копий документов, связанных с деятельностью товарищества;

- рекомендации по устранению выявленных нарушений;

- инициирование проведения общего собрания;

- обеспечение проведения внеочередного общего собрания членов товарищества (в случае нарушения правлением 30-дневного срока и (или) порядка проведения внеочередного общего собрания, инициированного ревизионной комиссией).

Ревизионная комиссия является независимым контрольным органом, подотчетным только общему собранию членов товарищества. В ч. 2 ст. 20 Закона о ведении гражданами садоводства установлен прямой запрет на избрание в ревизионную комиссию членов товарищества, входящих в состав исполнительных органов товарищества (председатель и члены правления) либо имеющих с ними родственные связи: супруги и их родители (усыновители), родители (усыновители), бабушки, дедушки, дети (усыновленные), внуки, братья и сестры (их супруги).

Обратите внимание: ревизионная комиссия не относится к исполнительным органам товарищества, которые согласно ч. 6 ст. 16 Закона о ведении гражданами садоводства продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества. Следовательно, полномочия ревизионной комиссии истекают по окончании срока, на который были избраны члены ревизионной комиссии (срок полномочий ревизионной комиссии определяется общим собранием или уставом, но в любом случае не может превышать пяти лет).

В ч. 3 ст. 20 нового Закона предусматривается, что порядок работы ревизионной комиссии (количественный состав, срок полномочий, периодичность и период проверок финансово-хозяйственной деятельности, порядок оформления отчетов) может быть установлен:

- уставом товарищества;

- положением о ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием членов товарищества.

При отсутствии утвержденного порядка ревизионная комиссия должна руководствоваться нормами Закона о ведении гражданами садоводства и ГК РФ. Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляются в виде отчета ревизионной комиссии, который утверждается общим собранием членов товарищества. По новому Закону для утверждения отчета необходимо выполнение нескольких условий.

Во-первых, ревизионная комиссия избрана правомочно.

В повестку общего собрания включен вопрос о выборах членов ревизионной комиссии, на собрании присутствовало более 50% членов товарищества, две трети из которых проголосовали за избрание ревизионной комиссии из членов товарищества, сведения о которых имеются в реестре членов товарищества.

Во-вторых, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета все члены ревизионной комиссии являются членами товарищества.

Члены ревизионной комиссии должны быть действующими членами товарищества (не вышли из товарищества добровольно, не были исключены, не утратили право членства в связи с отчуждением земельного участка).

В-третьих, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета все члены ревизионной комиссии исполняют свои представительские функции лично и являются дееспособными.

Поскольку Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрена передача полномочий членов ревизионной комиссии третьим лицам: представителям по доверенности, аудиторским компаниям, законным представителям (в случае признания гражданина недееспособным), - они обязаны реализовать свои полномочия лично.

В-четвертых, в течение всего периода ревизионной проверки и на дату подписания отчета ни один из членов ревизионной комиссии не утратил права быть в составе ревизионной комиссии.

В новом Законе установлен прямой запрет на избрание в ревизионную комиссию членов товарищества, избранных в исполнительные органы товарищества (председатель и члены правления), а также являющихся близкими родственниками председателя и членов правления. В связи с этим в случае избрания члена ревизионной комиссии в состав исполнительного органа товарищества он обязан сделать выбор: оставаться членом ревизионной комиссии либо осуществлять свои полномочия как председатель или член правления товарищества. В случае заключения брака с лицом, избранным председателем или членом правления товарищества, член ревизионной комиссии обязан сложить свои полномочия с даты изменения своего семейного положения.

В-пятых, отчет согласован и подписан необходимым количеством членов ревизионной комиссии.

Из требований ч. 4 ст. 21 рассматриваемого Закона вытекает необходимость подписания документов, составленных ревизионной комиссией, членами ревизионной комиссии. При этом в нем не конкретизированы порядок подписания документов и количество членов ревизионной комиссии (если их более трех), которые должны участвовать в проверке финансово-хозяйственной деятельности товарищества, а также не предусмотрен порядок подсчета голосов членов ревизионной комиссии, если их мнения разделились. При отсутствии утвержденного общим собранием порядка деятельности ревизионной комиссии данная норма Закона требует уточнения локальными документами товарищества.

Во избежание разногласий в отношении правомочности подготовленного отчета ревизионной комиссии рекомендуется:

- подписание отчета всеми членами ревизионной комиссии - при отсутствии утвержденного общим собранием положения о порядке деятельности ревизионной комиссии либо конкретных требований в уставе товарищества;

- подписание отчета членами ревизионной комиссии строго в соответствии с утвержденными локальными документами товарищества.

Исходя из норм нового Закона общим собранием может быть утвержден порядок деятельности ревизионной комиссии, определяющий минимальное количество членов ревизионной комиссии, которые должны проводить проверку и подписывать отчет, но в любом случае их количество не может быть менее трех членов товарищества.

В-шестых, срок полномочий всех членов ревизионной комиссии, подписавших отчет, не истек.

Как отмечалось ранее, по новому Закону ревизионная комиссия избирается на срок не более пяти лет, при этом осуществление полномочий по истечении указанного срока, в отличие от исполнительных органов товарищества, для членов ревизионной комиссии Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрено. Следовательно, полномочия ревизионной комиссии будут прекращаться с даты, следующей за датой истечения срока, на который избраны члены ревизионной комиссии.

Например, общим собранием СНТ "Аннушка" 10 июня 2017 г. избрана ревизионная комиссия в составе трех членов товарищества. Срок полномочий ревизионной комиссии истекает 10 июня 2019 г. Если очередное общее собрание членов СНТ "Аннушка" назначено на 15 августа 2019 г., то в период с 11 июня по 15 августа полномочных членов ревизионной комиссии в СНТ нет и проверка в этот период проводиться не может. Избранная ревизионная комиссия должна закончить работу над отчетом о финансово-хозяйственной деятельности товарищества и подписать его не позднее 10 июня 2019 г.

Следует иметь в виду, что Законом о ведении гражданами садоводства не предусмотрены:

- ограничение количественного состава ревизионной комиссии (более трех членов товарищества);

- ограничение периода финансово-хозяйственной деятельности товарищества, по которому ревизионная комиссия проводит проверку (это может быть и квартал, и год, и пять лет);

- запрет деятельности товарищества при отсутствии ревизионной комиссии либо утвержденных отчетов о результатах проверок;

- осуществление полномочий членов ревизионной комиссии по истечении срока, на который они были избраны (не более пяти лет);

- передача полномочий членов ревизионной комиссии третьим лицам (в том числе аудиторским компаниям, а также представителям по доверенности).

В соответствии со ст. 17 Закона о ведении гражданами садоводства утверждение отчетов ревизионной комиссии является исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества (аналогичное положение содержится в ст. 21 Закона о садоводах). Решение об утверждении отчета ревизионной комиссии принимается простым большинством голосов от присутствующих на общем собрании членов товарищества, при этом садоводы-индивидуалы не вправе голосовать по данному вопросу повестки дня. Следует отметить, что выводы и предложения об устранении выявленных нарушений, содержащиеся в отчете ревизионной комиссии, носят рекомендательный характер до тех пор, пока отчет не утвержден общим собранием.

Таким образом, ревизионная комиссия не может принимать решений по управлению товариществом без принятия соответствующего решения общим собранием.

Закон не содержит четкого указания о том, какие решения по отчету ревизионной комиссии могут быть приняты общим собранием, в связи с чем возможно одно из следующих решений: утвердить (в полном объеме или частично) либо не утвердить отчет ревизионной комиссии. Только после утверждения соответствующих положений отчета ревизионной комиссии общим собранием данные положения становятся обязательными для исполнительных органов товарищества.

Приведем пример.

Допустим, после утверждения приходно-расходной сметы на 2018 год в правление СНТ "Свобода" поступило заявление от члена товарищества Белкина с требованием предоставить банковские реквизиты для оплаты взносов по безналичному расчету. В ответ правление предложило Белкину уплатить взносы в размере 12 тыс. руб. наличными либо на расчетный счет с увеличением суммы на 2 500 руб., мотивируя свое решение тем, что до 31 декабря 2018 г. расчетным счетом СНТ планирует пользоваться исключительно для уплаты земельного налога, и в случае поступления взносов на расчетный счет банк спишет комиссию в размере 2 500 руб. за услуги. Белкин отказался уплачивать взносы, и по истечении установленного срока уплаты правление инициировало их судебное взыскание. Суд принял решение об удовлетворении иска СНТ в полном объеме, включая почтовые расходы, госпошлину и расходы на услуги представителя, всего - 20 350 руб., в том числе 12 тыс. руб. взносы + 8 350 руб. судебные издержки. По результатам проверки ревизионная комиссия указала на недопустимость запрета уплачивать взносы на расчетный счет товарищества и рекомендовала:

1) уменьшить вознаграждение председателя и бухгалтера товарищества по итогам года на сумму 8 350 руб.;

2) предоставить льготу по уплате членского взноса на следующий год данному члену товарищества в размере 8 350 руб.

Общим собранием было принято решение об утверждении отчета ревизионной комиссии в полном объеме, в том числе по вопросу компенсации судебных издержек члену товарищества.

Обратите внимание: при отсутствии положительного решения общего собрания об утверждении отчета ревизионной комиссии в целом либо по данному вопросу рекомендация ревизионной комиссии не может быть обязательной для исполнения.

Поскольку Законом не предусмотрен часто встречающийся на практике термин "отчетно-перевыборное собрание", утверждение отчетов ревизионной комиссии может быть включено в повестку любого общего собрания, вне зависимости от избрания (продления полномочий) председателя и членов правления, утверждения порядка и размера уплаты взносов.

Следует отметить, что отсутствие утвержденного отчета ревизионной комиссии не препятствует утверждению приходно-расходной сметы на следующий период. Проверка предыдущего финансового периода может проводиться независимо от текущего, при этом период проверки может быть любым в соответствии с решением общего собрания (квартал, год или несколько лет).

Одним из значимых полномочий ревизионной комиссии является возможность инициирования проведения внеочередного общего собрания членов товарищества. Закон не предписывает оснований, по которым ревизионная комиссия имеет право требовать от правления проведения общего собрания. В связи с этим для реализации данного права ревизионной комиссией достаточно следующих условий.

Во-первых, требование о проведении внеочередного общего собрания предъявлено правомочной ревизионной комиссией:

- не истекли полномочия членов ревизионной комиссии на дату подачи требования в правление;

- количество членов ревизионной комиссии для принятия решения о подаче требования является достаточным.

Во-вторых, соблюден порядок предъявления требования правлению о проведении внеочередного общего собрания:

- требование о проведении внеочередного общего собрания вручено лично председателю либо направлено заказным письмом с уведомлением о вручении председателю или в правление в установленном порядке;

- требование содержит перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания.

Таким образом, ревизионная комиссия с истекшим сроком полномочий не вправе требовать от правления проведения внеочередного общего собрания. В этом случае предъявление требования возможно только от членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.

В случае обоснованного отказа правления в удовлетворении требования о проведении внеочередного общего собрания (нарушен порядок подачи уведомления, ревизионная комиссия неправомочна, отсутствует перечень вопросов для повестки дня и др.) самостоятельное обеспечение проведения внеочередного общего собрания членами ревизионной комиссии является нарушением Закона. Такое общее собрание будет являться неправомочным, а принятые на нем решения не могут иметь какие-либо значимые юридические последствия.

Категория: Мои статьи | Добавил: svayzist9232 (01.06.2018)
Просмотров: 652 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar